Как вести разговор с коллекторами

Для изъятия задолженностей со своих клиентов банки часто прибегают к услугам коллекторов. Подобные организации действуют либо в интересах банка, либо в своих собственных в том случае, если выкупили долг заемщика. Они атакуют телефонными звонками, оказывая психологическое давление не только на должника, но и на его близких родственников. Расскажу вам о том, как грамотно общаться с представителями коллекторских компаний.

А был ли долг

Если вы действительно задолжали банку, то заплатить рано или поздно придется. Когда звонки коллекторов не возымеют никакого эффекта, может последовать исковое заявление в суд, решение которого будет в пользу кредитора. Тем не менее, часто коллекторы звонят людям, которые не занимали средства у банка – это могут быть поручители, родственники и просто знакомые. Знайте, что требовать вас погашать чужой долг могут лишь в том случае, если вы по конкретному кредиту выступали поручителем либо же вы наследник должника, вступивший в права наследования. Во всех остальных случаях попытки отказать на вас воздействие незаконны, как, впрочем, и звонки коллекторов в целом.

Если к задолженности и заемщику вы не имеете никакого отношения, объяснять это коллекторам не всегда удается. В этом случае проще пригрозить им написанием заявления в правоохранительные органы, аргументируя обращение вымогательством со стороны коллекторов и разглашением ваших личных данных. Обычно коллекторы имеют свойство пугать должников статьями 159 УК РФ «О мошенничестве», а также ст. 165 и 177 УК РФ. Привлечь должника по ним, хотя бы раз внесшего платеж в банк, невозможно. Равно как и не получится привлечь того заемщика, срок давности долга которого превысил 3 года с момента последнего общения с банком. Тем не менее, если задолженность реальная, игнорировать коллекторские звонки не всегда выгодно. При передаче дела в суд у вас будет преимущество в том случае, если вы отвечали на звонки коллекторов и пытались добиться рассрочки либо сокращения неустойки из-за уважительных причин. В то же время помните, что никто не может вас заставить вести разговор и у каждого есть право хранить молчание.

Алгоритм общения с коллекторами

К разговору с коллекторами необходимо подготовиться, чтобы проявить минимальное знание своих прав. Если звонок застал вас врасплох, попросите перезвонить позже. Сами же поищите ссылки на требуемые статьи в интернете, чтобы при разговоре приводить их в качестве аргументов. Обращаю ваше внимание на срок исковой давности – если с момента последнего вашего общения с банком прошло более 3х лет, никто уже не вправе требовать с вас возвращения средств. Также точно просчитайте размеры долга – требуйте расчеты по кредиту у компании-взыскателя либо банка, если ваш долг не продан.

  1. Просите коллектора представиться. Поинтересуйтесь не только фамилией, именем и занимаемой должностью звонящего, но и названием организации, юридическим ее адресом, контактными данными руководителя. Запишите информацию – это может пригодиться, а может просто заставить звонящего вести себя сдержаннее.
  2. Записывайте разговоры с коллекторами на диктофон. Практически в каждом современном телефоне есть функция записи разговора. Если она отсутствует, приобретите диктофон и осуществляйте запись в том случае, если подозреваете, что коллектор превышает свои полномочия и способы воздействия на должника некорректны. Предупредите звонящего о том, что разговор будет записан. Даже если у вас нет возможности записать разговор, скажите, что делаете.
  3. Требуйте четких объяснений цели звонка коллектора и того, какое отношение к вашему долгу имеет он. Попросите предоставить номер договора, согласно которому банковский долг перешел в собственность компании. Запишите эти данные. Также вы вправе запросить свидетельство, Устав и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Если же вам их отказываются предоставлять, скажите вежливо, что задолженность у вас перед банком и все вопросы вы планируете решать только с ним.
  4. Если вы хотите погасить задолженность и неоднократно обращались в банк с просьбой продления срока кредитования, пересмотра суммы штрафов или просрочки платежей, сообщите об этом коллектору. Предложите вместе искать пути решения удобного для вас погашения долга, объяснив сложившуюся ситуацию, мешающую вам вносить платежи.
  5. Не вступайте в конфликты и дискуссии, особенно если не подкованы юридически и замечаете, что коллектор вас провоцирует. Сообщите о своем праве не отвечать на вопросы и предложите при наличии претензий к вам обратиться в суд, конкретизировав, что дальнейшие вопросы будете решать только таким способом.
  6. Не сообщайте при разговоре никакой информации о родственниках и знакомых, датах получения вами заработной платы, фактах продажи имущества. Я вообще не рекомендую вам погашать долг с помощью коллекторов, лучше дождаться суда, который может существенно снизить штрафные санкции.

Если коллекторы пришли домой

Иногда коллекторы наносят визит домой. Знайте, что вы имеет право не открывать им дверь и не впускать посторонних. Разговаривайте с ними через закрытую дверь. Если они начинают ломиться и вести себя агрессивно, вызывайте наряд милиции. Старайтесь вести видеофиксации их посещений, привлекайте соседей в качестве свидетелей. Не общайтесь с коллекторами лично до тех пор, пока они не предъявят договор о переуступке прав на ваш долг, документы, удостоверяющие их личности, статью, согласно которой вам предъявляются претензии, документы, подтверждающие возможность осуществления ими коллекторской деятельности. Как правило, разговор заканчивается уже на этой стадии.

Если же коллекторы присылают вам извещения по почте, отправляйте им ответы заказными письмами с описью вложений, в которых указывайте уважительные причины непогашения вами долга – так в суде им тяжело будет позиционировать вашу задолженность как мошенничество.

Как вести разговор с коллекторами
4.4 (88%) 95 голос(ов)